четверг, 29 января 2015 г.

Египетский дом


      Сколько себя помню, у нас всегда выписывались газеты. И вот однажды, тогда ещё в «Ленинградской правде», читаю заметочку одной нашей гостьи: «Какие вы счастливые люди, у вас можно просто ходить по городу, рассматривать дома и получать от этого удовольствие».

      Эти слова запали мне в душу. Тогда в 50-х мы жили у Площади Труда. Я очень любила садиться на трамвай и ехать до кольца. В следующий раз – на трамвай другого маршрута. Вагоны тогда были с открытыми площадками и кондукторами, объявлявшими остановки. Так происходило моё знакомство с городом.

      И вот однажды… подошла я к странному огромному дому с удивительной отделкой. Сценки из жизни Древнего Египта я узнала. А потом я росла, стала интересоваться вообще нашими домами, их историей, людьми, в них проживавшими.
 

      В начале ХХ века в России вновь возник интерес к Египту после географических экспедиций. Стали выпускать сервизы с египетской символикой, появились египетские мотивы в архитектурном оформлении зданий (Большой проспект П.С., д.65). Но чтобы целый дом – такого ещё не было! Конечно – не шедевр, но привлекает к себе внимание, чего и хотела добиться владелица этого участка Нежинская, жена присяжного поверенного юрисконсульта, недавно получившего повышение по службе.

 

      На этом участке стоял каменный двухэтажный дом. Нежинская решает строить пятиэтажный. Уместно будет напомнить здесь любознательному читателю, что Санкт-Петербург регулярно подвергался перестройкам каждые 25-30 лет. Весь Невский изначально был деревянным (центр вообще предполагался на Васильевском острове). Лишь после сильнейшего пожара 1736-1737гг. Анна Иоанновна издаёт Указ о том, что все здания на основных «першпективах» должны быть из камня. По Указу от 24 октября 1714 года прибывшие на повозках сдают по 3 камня весом не менее по 5-ти фунтов каждый (0,409 кг), приплывшие на судах – от 10 до 30 камней по 10 фунтов в зависимости от величины судна, а пришедшие пешком должен был принести один камень, что строго проверялось на заставах при входе в город. Так что столица возникала буквально «из тьмы лесов и топи блат».



 

Но от петровских времён, от барокко, от классицизма осталось несколько зданий и ансамблей. Доставшийся нам город состоит в основном из строений в стиле эклектики. «ЭКЛЕКТИКА – архитектурное направление, основанное на объединении в одном сооружении различных форм прежних стилей в разных сочетаниях. В России развивалась в 1830-1900 годы. Появились новые типы зданий – банки, вокзалы, народные дома, и т.д.» (В.Г. Исаченко). Сюда же относится «кирпичный» и «русский» стили (промышленная застройка Выборгской стороны, например).




Вот и «Египетский дом» создан в модном тогда возвращении к псевдоегипетскому стилю. Просто в этом строении М. Сонгайло, выпускник Академии Художеств 1900-х гг., оформил фасад полностью «египетским», даже капители (верхние части колонн) оформлены по египетским мотивам. И если бы не этот необычный декор, говорящий и о вкусах 
заказчицы, возможно, никто не обратил бы внимания на дом. Огромное 5-тиэтажное здание с мансардным этажом занимает довольно большую площадь на узкой улице.
      При классицизме любой элемент скульптурного декора был связан с назначением здания. А в ложных стилях все эти «атрибуты» являются лишь украшением фасада. Будучи человеком своего времени, М. Сонгайло в курсе всех технических новшеств: дом несёт в себе последние достижения комфорта начала ХХ века, и даже оснащён кнопочными лифтами. На фасаде много разнообразных по форме и размерам эркеров (эркер – остеклённая часть помещения, выступающая из плоскости стены).




Последний раз я «навестила» этот дом 16 января 2014 года. Сейчас здесь нотариальная контора, в полуподвале – магазин «Русское оружие». В дворовом корпусе минигостиница, салон красоты «Лиса» и просто жилые квартиры.

      Адрес дома Захарьевская улица, дом 23. Ближайшая станция метро «Чернышевская». Захарьевская – известна с XVIII века под названием Второй Береговой, затем Второй линии, потом назвали Захарьевской по церкви Захария и Елизаветы. В советское время носила имя Каляева И.П. (1877 г.р.), социалиста, революционера-террориста. За убийство Великого князя московского генерал-губернатора Сергея Александровича Романова 04 февраля 1905 года в ночь на 10 мая 1905 года был повешен в Шлиссельбургской крепости. В годы перестройки улице вернули её историческое название Захарьевская.


Генриетта Жарыгина


Комментариев нет:

Отправить комментарий